На тот момент мы полгода как переехали в Питер, понемногу обзаводились знакомыми. И вот, как-то разговорившись с одной новоиспеченной приятельницей, Светланой, узнала, что она в качестве волонтера занимается с детьми больными лейкемией в Институте детской гематологии и транспланталогии им. Р. М. Горбачевой, что на Петроградке. Она посетовала, что не хватает людей, готовых поучаствовать в организации регулярных занятий для детей в этой клинике. Оказалось, что 11-ый этаж современного, всего лет пять назад построенного здания, занимает отделение восстановительной медицины, при котором кроме специалистов лечебной физкультуры, есть психологическая служба в составе трех психологов и трех воспитателей. В задачу службы входит в том числе и организация досуга юных пациентов (тех, кто находится на амбулаторном лечение или в состоянии покинуть палату) и родственников, лежащих вместе с ними. В этой клинике родственники – а это не всегда родители – лежат с детьми, которым меньше 14-ти лет. На тот момент в клинике проводила свои занятия студия детской мультипликации, клоунская школа, кружок рисования и кружок мягкой игрушки, которым и занималась Света. Припомнив весь свой педагогический опыт, я ни минуты не колеблясь, заявила – Я тоже могу проводить занятия. Обрадованная Света дала мне телефон заведующей отделением, ей я и позвонила на следующий день.
Институт детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой, Спб, ул. Рентгена, 4
Так начались 4 года, проведенные мной в качестве волонтера детской онкологической клиники. Я придумала себе мастер-классы «Очумелые лапки». Лапки потому, что на занятия я приносила забавного котика, сшитого из детских махровых полосатых колготок. Проводились они раз в неделю, по субботам, в течение двух часов. С детьми и их мамами, сестрами, братьями, бабушками, папами мы клеили, вырезали, рисовали, шили, вышивали, собирали из подручных материалов самые разные забавные поделки. Одна поделка за одно занятие. Дети приходили из палат, если нормально себя чувствовали, из процедурного кабинета те, кто был на амбулаторном лечение. Поставят ребенку капельницу, к стойке систему подвесят, а капаться надо часа полтора. Вот, чтоб от скуки не маяться, они поднимались на 11 этаж. Здесь была небольшая игровая комната, компьютерный класс, можно было взять книги или диски в палату. Пациенты были отовсюду – Дагестан, Благовещенск, Уфа, Казань, Якутия, Мурманск. Некоторые ходили довольно регулярно, потом пропадали. Я начинала осторожно выспрашивать у доктора Светы, врача лечебной физкультуры, в кабинете которой я оставляла вещи и одежду. Чаще приходилось слышать – готовят к пересадке, или после пересадки в палате. Иногда Света говорила – ремиссия, отправили домой, теперь приедут только на контроль. Помню нескольких человек, которые все четыре года приходили на мои занятия. Сначала, когда лечились, потом – когда приезжали на контрольный осмотр. Но бывало и такое, что отводя взгляд, Света говорила тихим голосом – Не справились….
...после занятий я шла в Маккафе у метро Петроградская пить кофе. Всегда царапал этот переход из тихого больничного уголка в шум и гам городского фастфудного заведения. Я сидела, смотрела на веселых студентов, на капризничающих деток, на серьезно жующих старушек, на семейный пары и вспоминала лица мамочек, приходящих на занятия со своими детками. Мамочки были всякие - и ухоженные-накрашенные, и махнувшие на себя рукой, и разговорчивые, и молчаливые, мы болтали на самые разные, в основном пустяковые темы - о рукоделии, о хобби, о домашних животных, о магазинах и прочее, и прочее... Кто-то шутил, кто-то нервничал, кто-то делился проблемами, кто-то расспрашивал меня о моем житье-бытье. Казалось, все обыденно, но только сравнивая их с лицами в кафе, можно было уловить то устало-напряженное, ставшее привычным, приклеившееся как маска вечно печального Пьеро с опущенными уголками губ, выражение лица матери ребенка с онкологическим заболеванием.
Фотографии из личного фотоархива